Деревня Шемякино "Едучи от села Мышцы большою дорогою мимо Малых и Больших Пексел в Шемякину деревню через выпуск Больших Пексел как будут против волчьи ямы, что на Шемякинской земле на рубеже, едучи по левой стороне подле ямы волчьи стоит дуб неделанной, а на нем грань. Через вопчея перевезья деревни Шемякины вдовы Алены Огаревы со крестьяны меж двух болот: правой стороны болота Шемякинова, а на левой стороне болота Больших Пексел. Меж двух болот полуверши обь межу с Иваном с Мордвиновым да обь межу с Тимошкою Ереминым прозвище Сазонко деревни Шемякины со крестьяны. Да с Тяжной деревни по Починское поле по межу по колена, а с колена по Воракин загон, а на нем дорога чрез Починское поле, что ездят от Пексел Больших, да по Микитинков ивняк, что стоит на Пексельском поле, да на Шемякинские ворота, что ездят от Починка Занина к Шемякину, а от тех воротец поворотом назад на Большие Пекселы по городьбу, по правой стороне деревни Шемякины, а по левой стороне поля Больших Пексел, а меж тех сел городьба вопчая деревни Шемякины и деревни Больших Пексел крестьян. Да по черемуховый куст на столб, а на нем грань, а от того столба на голый пень, а на нем грань, да по межу по колена, а на колене стоит столб, а на нем грань, да от колена направо на пень на черный, а на нем грань, а тот пень громом бит, а от того пня через дорогу Шемякинскую подле волчьи ямы на тот же дуб, что первая грань бита."
"Расположена на ровном месте у озера Моховика, пересыхающего в жаркое время. Прежде (более 150 лет тому назад в начале 18 века) дер. Шемякино была селом, но лет 130 назад церковь была перенесена в село Увезъ, за полторы версты, где и в настоящее время приход д. Шемякино. Ближайшая пароходная пристань Копоново в 12 верстах. Община государственных крестьян, бывших господина Оленина. Промышленных и торговых заведений нет. Дети грамоте нигде не учатся. Из общественных зданий есть пожарный сарай и хлебный магазин."
Село Занино Починки Починок – новое, чаще однодворное селение, земельные угодья которого находились в начальной стадии разработки, вследствие чего первопоселенец не облагался налогом. "Занины Починки в качестве села упоминаются в Касимовских писцовых книгах II Воейкова 136 (1628) г. и описываются так: Да за протопопом же (Московского Благовещенского собора) за Максимом с братию в вотчине же село Занин Починок, Мальцов тож, на речке Увесе, а в селе храм во имя Живоначальные Троицы, древена, а в церкве образы и колокола, мирское строение, а книги попа Варфоломея, да на церковной земле двор попа Лукьяна, двор дьячка Гришки, двор пономарской, двор просвирницын, двор нищих - питаются от церкви Божии. Пашни паханые церковные земли 20 чети в поле, а в дву потомужь, да крестьянских 16 дворов, людей в них 17 человек, 24 двора бобыльских, людей в них 25 человек, да крестьянских же пустых 15 дворов, а тех дворов крестьяне в разных летах разошлись врознь безвестно. Пашни паханые добрые земли 220 чети, да перелогом 190 чети, да лесом поросло 125 чети. Да выгонные земли и на селидбу 60 десятин, сена по Оке реке 754 копны. А платить ему с живущего с трех чети с четвериком пашни, а написана за ним вотчина по государеве жалованной грамоте 112 (1614) году.
По окладной книге 184 (1676) г. при Троицкой церкви значится: двор попа Федота, двор попа Симеона, два двора дьячковых, двор пономарской, двор просвирницын, крестьянских 206 дворов, бобыльских 22 двора. Деревня Лубонос, а в ней крестьянских 30 дворов, бобыльских 3 двора. В 1695 г. Занины Починки значатся вотчинною великого государя духовника протопопа Феофана Феофилактовича. Вместо упоминаемой в 17 столетии деревянной Троицкой церкви, сгоревшей в 1783 г. от неизвестной причины, в 1784 г. построена была новая деревянная церковь в прежнее храмонаименование, освященная в 1785 году. Вместо последней существующая ныне деревянная церковь с такою же колокольнею окончена постройкой в 1886 г., при ней придел Покровский освящен в 1884 г., а настоящая Троицкая - еще не освящена. Земли при сей церкви состоит: усадебной 3, пахотной 32 десятины, на каковую землю имеется план и межевая книга. Но пахотною землею в настоящее время пичт не владеет, уступивши ее под выгон, а вместо нее имеет пахотную землю в чрезполосном владении с крестьянами с. Заниных Починок. В приходе, состоящем из одного села, при 200 дворах числится мужского пола 610 (из них грамотных 216) и женского пола 685 (грамотных 27). Сельская школа существует с 1861 года. В причте по штату 1873 г. положены 1 священик и 1 псаломщик.
Из священнослужителей означенной церкви известны: Вафоломей; Лукиллиан ун. в 1629 г.; Феодотий ун. в 1676 г.; Стефан Корнильев р. 21 сентября 1682 г.; Агапий Феодотьев р. 28 марта 1680 г.; Иов Васильев р. 8 октября 1683 г.; Хрисанф Симеонов р. 5 апреля 1692 г.; Василий Симеонов р. 6 апреля 1697 г.; Алексий Иовлев р. 23 октября 1698 г.; Василий р. 19 января 1701 г.; Григорий Хрисанфов р. 21 мая 1743 г.; Иосиф Петров р. 15 июня 1749 г.; Лука Тимофеев р. в 1788 г.; Василий Митрофанов р. в 1790 г.; Герасим Афанасьев р. в 1794 г.; Михаил Марков Добромыслов ун. с 13 ноября 1830 по 1864 г.; Петр Семенович Успенский сост. с 16 февраля 1864 года."
"Расположено на ровном месте у р. Увез. В селе есть Волостное Правление, земско-общественная школа и земская больница. Каждое воскресение бывают базары, прекращающиеся только с Петрова дня до 8 сентября. Зимой они особенно оживлены, торговые обороты достигают иногда 500 рублей, вместе с винной торговлей до 1000 рублей. Товары привозят из Касимова, а хлеб преимущественно из Шацкого уезда, Тамбовской губернии. Кроме того 8 сентября бывает ярмарка, на которую привозят различных товаров на 10000 рублей, продают на половину этой суммы. Из промышленных и торговых заведений есть винный склад, кирпичный завод, обжигающий 100-130 тысяч кирпичей в год. Есть маслобойня, 3 кузницы, 2 крупорушки, шерстобитка, синильня, трактир, 2 винных, чайная и мелочные лавки. Община государственных крестьян. Две лавки и базарную площадь община сдает за 300 рублей. Из общественных зданий имеется мельница на р. Увезе, пожарный сарай, хлебный магазин, школа. В 1880 г. истреблено пожаром 10 дворов, в 1883 г. - 12, в 1884 г. - 6, в 1885 г. - 6 дворов".
Село Большие Пекселы "За царевичевым за приказным за Ахмет-Сеитом Белексеитовым сыном Шакулова деревня Большие Пекселы. А в ней двор помещиков Ахмет-Сеита Белексеитова, а в нем живет человек его Урузайко Павлов, да крестьян 9 дворов. Да в деревне Большие Пекселы пустых дворовых крестьянских шесть мест..., а села Мышцы староста Агейко да Васька Афонасьев, да Васька Ерофеев сын со товарищи сказали, что те дворовые места запустели от мору, а крестьяне померли. Двор пуст крестьянской Максимка Семенова с зятем с Осипком Григорьевым да с сыном с Максимком, а села Мышцы староста Агейко Игнатьев с товарищи сказали, что Осипко с сыном сбежали во 135 (1627) году от бедности. Да деревни ж Больших Пексел бортники: Мишка да Пятунка, да Нефедка Григорьевы, а у них дельного бортного дерева безо пчел двадцать дерев, а знамя у них Х а в верху вилки. А с тое деревни Больших Пексел те бортники платили царю Араслану верхового медвеного оброку по два пуда на год, а ныне те же бортники платят сыну его Касимовскому царевичу Сеит-Бурхану верхового медвеного оброку по томуже два пуда на год."
"Расположено на ровном месте, у довольно обширного, но мелкого озера, вода в котором зимой вымерзает. Община крестьян, бывших господина Демидова. Приход в с. Мышцах, за 2 версты. Школа своя, содержится обществом и земством, дети учатся бесплатно 8 месяцев в году вместе с детьми деревни Малых Пексел. В деревне имеется хлебный магазин и винная лавка на общественной земле. В 1881 году истреблено пожаром 20 дворов, причем погибло 5 человек, 2 коровы и 20 овец, а в 1882 году - 3 двора, в 1886 г. пало 25 лошадей, 30 коров и 20 овец."
Село Малые Пекселы "За царевичем Сеит Бурханом деревня Малые Пекселы, а в ней крестьян 5 дворов, да в той же деревне бобылей пять дворов. Да в той же деревне пустых дворовых крестьянских восемь мест. А межа той деревни Малых Пексел пашни с Иваном Иванчиным с деревнею Симакинскою да со князем Иваном Смольяниновым да с Абрамом Мартыновым, сыном Краевским, да тое-жь с деревни Симакиной с Сергеем Григорьевым, сыном Огаревым, и едучи села Мышца дорогою старою межею к селу Починкам направо поместная земля Ивана Иванчина да князя Ивана Смольянинова да Абрама Краевского да Сергея Огарева деревни Симакиной, а по левой стороне по тем же урочищам от села Мышца да тою же дорожкою старою межею к селу же Починкам едучи поместная царевичева земля в деревни Малых Пексел и села Мышца до урочища до пустоши до Жупановы."
"Расположено на ровном месте. Приход в с. Мышцах, за 2 версты. Школа в деревне Большие Пекселы. В селении имеется винный склад и винная лавка. Община крестьян, бывших господина Демидова."
Село Лубонос "Лубоносъ, значищийся в писцовых книгах 136 и 137 (1628 и 1629) г. "пустошью, что была деревня", показанный в 1676 году деревнею, принадлежавшею к селу Заниным Починкам, в конце 17 века делается селом с церковью Живоначальные Троицы. "В нынешнем 193 (1685) году августа в 7 день, по отписке Касимова города старост поповских - Николаевского попа Филиппа, да Касимовского уезду села Тырновские слободы Покровского попа Василия и по скаске Касимовского уезда села Лубоноса, что была деревня, Троицкого попа Ивана, обложена в казенном приказе Живоначальные троицы. У тое церкви двор попа Ивана, да в приходе тридцать пять дворов крестьянских, церковные земли пять четвертей в поле, в дву потомужъ, сенных покосов и никаких угодий нет. Данных денег по окладу с тое церкви 29 алтын 2 деньги, пошлин гривна. А та новопостроенная церковь в вотчине великих государей Духовника Меркурия Гавриловича, а он поп Иван поставлен в то село преосвященным Павлом, митрополитом Рязанским и Муромским в нынешнем 193 г. (1685) январе месяце.
А та деревня Лубонос исстари была в приходе к селу Занину-Починку. Церковь построена в 191 г. (1683), а освящена в нынешнем 193 году. Но церковь эта, как видно из челобитья иерея Герасима Григорьева, в марте месяце 1754 г. ночною порою сгорела со всею утварью. Вместо нее в 1756 г. построена была существующая ныне деревянная Троицкая же церковь, которая в 1837 г. была значительно распространена и в которой в 1875 г. устроен был новый иконостас. Земли состоит ныне под церковью и кладбищем 3 и пахотной 33 десятины, на каковую плана и межевой книги не имеется. С 1832 по 1859 г. причт с. Лубоноса пользовался землею, принадлежавшей к сгоревшей в Илебниках церкви в количестве 33 десятин. В приходе, состоящем из одного села Лубонос, при 154 дворах числится мужского пола 612 (из них грамотных 124), женского пола 665 (грамотных 69). Школа существует с 1861 года. По штату положен 1 священний и 1 псаломщик. Из священнослужителей означенной церкви известны: Иоанн р. в 1683 г.; Иоанн Исакиев р. 16 февраля 1685 г.; Трофим Онисимов р. 21 апреля 1702 г.; Яков р. 10 мая 1702 г.; Иоанн Трофимов в 1736 г. сбежал безвестно; Герасим Григорьев р. 6 июня 1736 г.; Михаил Яковлев умер 25 января 1780 г.; Иосиф Тимофеев р. в 1780 г.; Иоанн Михайлов ун. с 1793 по 1816 г.; Симеон Михайлов Лубновский ун. с 23 сентября 1816 по 1850 г.; Федор Иоаннов Санов р. 26 марта 1850 г.; Михаил Абрамович Смирнов состоит с 7 сентября 1866 года".
"Расположено на горном каменистом месте у р. Лубонос, вымерзающей зимой, недалеко течет р. Мунор, никогда непересыхающая. В селе есть своя школа, а из торговых заведений винная лавка. Община государственных крестьян. Дети учатся бесплатно 7 месяцев в году в церковно-приходской школе своего села, которая содержится общиной. Из общественных заведений есть дом, сторожка, пожарный сарай, хлебный магазин, школа и водяная мельница на р. Муноре. Община получает аренды с мельницы 60 рублей и за землю под кирпичным сараем 20 рублей. В 1874 г. пало 300 штук рогатого скота и 200 овец. В 1887 г. побило градом 100 десятин ржи и 300 десятин яровых хлебов; в том же году истреблено пожаром 6 дворов, в 1882 г. - 33 двора, в 1885 г. - 14 дворов."