Среда, 23.09.2020, 18:03 | Вы вошли как Гость| Группа "Гости" | Мой профиль| Вход

                                                     

               

                                              

                                               История страница 7

                                                          

       

      Докладная записка Рязанского окротдела ОГПУ партийному и советскому руководству округа о проблемах в ходе коллективизации и раскулачивания. Не ранее 11 февраля 1930 г. Секретно 

     Наряду с перегибами отмечается масса случаев хвостистских настроений и поступков со стороны отдельных партийных и советских работников.
      На пленуме Увязского с/совета с активом группа членов с/с Фоломейкин, Пронин, Холостов и др. вынесла резолюцию: "Мероприятия Соввласти одобряем, организацию колхоза считаем необходимой, вступать же в него членам с/совета необязательно". Член Увязского с/совета Фоломейкин на предложение вступить в колхоз заявил: "С коллективизацией надо подождать, крестьяне еще темны, а раз они не идут в колхоз, то нам членам с/совета, идти в него не надо, отрываться от масс тоже нельзя". После того, как колхозник партиец Ефремов поставил вопрос вплотную об обязательном вступлении членов с/совета и актива в колхоз, то вышеозначенная группа ушла с собрания, уведя с собой часть актива и бедноты.

Докладная записка партинформатора по Ерахтурскому району Т. Неклюдова в Рязанский окружком ВКП (б) "Духовенство - непримиримый враг коллективизации. Не ранее 11 февраля 1930 г. Секретно

В Ерахтурском районе поповщина ощитинилась, обнаглела, показала свою наготу непримиримого врага сполшной коллективизации, обратимся к фактам:

В селе Увязе попы и евангелисты распространяют слухи об антихристах и конце света, убеждают крестьян продержаться до весны и тогда они будут спасены. У попа обнаружено письмо  Рязанского архиерея, который пишет, что бы попы в период коллективизации Соввласти были лояльны и не выступали с проповедями, как это было в Ерахтуре.

Дьякон Увязской церкви Черкасов  по директивам архиерея учит крестьян к смирению и покорности Соввласти, 7 февраля в 4 час. утра он пришел на дом к крестьянину Харитонову и сказал:"Илья, я жалеючи пришел к тебе Илья, прошу иди в колхоз, а то у нашей власти права большие, она может вывести тебя на дорогу и расстрелять - власть в ихних руках. Запишись хотя дня на три, а потом можно опять выписаться". Через некоторое время Черкасов опять пришел в дом к Харитонову и вновь убеждал его записаться в колхоз:"Если та не запишешься, то меня могут расстрелять, узнав, что я приходил к тебе". Он расстроил семью Харитонова и они проплакали весь день.Черкасов взят под стражу и привлечен по ст. 58/10 УК.

         В селе З-Починках крестьяне проживающие вокруг попа под влиянием скрытой агитации долго упорствовали и не шли в колхоз, но потом волна коллективизации захватила целиком все село. Тогда поп обнаглел, стал ломиться в открытые двери, он повел открытую агитацию среди крестьян, говоря: «Вас загнали в мешок осталось только завязать». 11 Февраля поп Успенский пришел в дом Хорюшкина В.Я. и сказал: «Эй, колхозник, скоро узнаешь, как жить в коллективе». На второй день напуганный Хорюшкин подал заявление в сельсовет о выходе из колхоза, но на этом поп не успокаивается, он пускается на авантюру, через церковного старосту Астахова распространил слухи о том, что в ночное время в церкви раздается пение святых и загораются сами свечи, население поверило слухам, целыми толпами стекались у церкви — часами прислушивались к вымашленному пению святых. Наглая ложь, выдумка попа подействовала на темных крестьян, часть из них стала выходить из колхоза.

Вывод таков: духовенство убеждая крестьян продержаться до весны мечтают, авось Бог даст, буржуазия других стран объявит войну СССР и тогда не крестьяне, а они найдут защиту от Международных братиев капитала, поповщина распространяет слухи об антихристе, пение святых, пользуясь темнотой крестьян, хотят запугать, отвлечь крестьян от коллективизации.

Спецсводка №4/4 Рязанского окротдела ОГПУ о ходе сплошной коллективизации и организации колхозов. 14 февраля 1930 г. Сов.секретно

С/советы в общей своей массе еще не сумели перестроить свою работу и сделаться подлинными руководителями колхозного строительства. Многие сельсоветчики просто не понимают своей роли в этом деле, не считая себя обязанными руководить коллективизацией.

"Колхоз одно, а сельсовет другое. Мне в чужую работу вмешиваться нечего" (председатель Увязского с/совета)

Оперсводка №6 Рязанского окротдела ОГПУ о ситуации и основных происшествиях в округе в ходе коллективизации. 25 февраля 1930 г.

... по набатному звону сел Веряево и Гридино в Веряево стеклось несколько тысяч крестьян окрестных сел: Малеевка, Андреевка, Гридино, Ферма, Синюхино, Дмитриевка, Лубонос (Лубонос - Ерахтурского района, очаг бандитизма). Затем толпа разошлась, причем Лубновские предупредили крестьян с. Веряево:"Если вам будет трудно, то сообщите нам и мы придем к вам на помощь с оружием".

Информационная сводка №3 Административного отдела Рязанского окрисполкома о состоянии преступности в округе и привлечении виновных к ответственности за февраль 1930. 14 марта 1930 г. Не подлежит оглашению

В селе Увяз лишенцы Чуланов, Рябцев, Федин (бывшие торговцы) и Чуланов (бывший стражник) агтирировали против колхозов и устраивали подпольные собрания преимущественно с женщинами в доме гр-ки Мелеховой (жена прапорщика), где также настраивали собравшихся против колхозов. Сын Мелеховой, пастух, записался было в колхоз, но она пригрозила ему, что отрубит ему голову топором, если он не выпишется из колхоза. Все вышеуказанные лица привлечены по ст.58/10 УК.

В селе Ерахтур в конце февраля, после волнений в Пителинском районе, происходят массовые выходы из колхозов, наблюдается брожение, особенно среди женщин, которые, собираясь в группы на собраниях, открыто кричат: "Долой колхоз" 28 февраля около 50-ти женщин толпой подошли к конному двору и потребовали выдать им лошадей обратно. Женщин удалось разубедить и они разошлись по домам. 2 марта такая же толпа женщин вновь подошла к конному двору и, несмотря на убеждения и разъяснения, самовольно взяли 21 лошадь из имевшихся 48-ми. Что касается увода лошадей, то его можно объяснить желанием покататься на масленицу.

В деревне Малые Пекселы 14 февраля на общем собрании гр-н, посвященном вопросу о коллективизации, несколько лиц организованно устроили дебош и сорвали собрание. Раздавались крики:"Гони членов сельсовета в шею, бей их. В колхозах закабалят: баб будут заставлять жать по 20 гектаров, а также доить по 20 коров каждую. Гоните членов сельсовета, а то мы поддадим им по затылку". Местный кулак Панфильцев, главный агитатор против колхоза, убеждал не вступать в него и обещал помогать тем, кто не вступит. Все эти лица привлечены по с.58/10 УК, а Панфильцев, кроме того взят под стражу.

Спецсводка №9/9 Рязанского окротдела ОГПУ о ходе коллективизации и колхозном строительстве. 4 марта 1930 г. Сов.секретно

Дьякон с. Мышц, Домахин Г.Е., через женщин Пономареву А., Канонову В., Юлину М. и др. распустил по селу слухи, что скот в колхозе обобществляют для того, чтобы мелкий порезать, а крупный отправят за границу, что в колхозе летом заставят ходить голыми и т.д. Распространение таких слухов привело к тому, что около 60 колхозников подали заявления о выходе. Дьякон Домахин собирает всех вышеуказанныз женщин у себя дома, где их инструктирует.

Крепкий середняк села Увяз Тягунов А.И., читая крестьянам библию, доказывает им, что колхозы по всем пророчествам святых есть антихристово учреждение и т.д.

Спецсводка №11/10 Рязанского окротдела ОГПУ о массовом выходе крестьян из колхозов и сопротивлении коллективизации. 8 марта 1930 г. Сов.секретно

       
Сталинская статья "О головокружении от успехов и перегибах на местах" и связанные с нею директивы Окружкома ВКП (б) о немедленной перестройке работы бригад и уполномоченных по коллективизации, хотя и не прекратили окончательно искривлений и перегибов со стороны последних, но все же значительно сократили их число. Факты искривлений отчетного периода таковы:

       Бригадир села Увяз, Такмаков, очень грубо обрщается с крестьянами. Придя в дом в Шашкину А., начал кричать, чтобы тот записался в колхоз и сдал семфонд, ругаясь матом и угрожая. Жена Шашкина, нервная женщина, после этого заболела. В селе циркулируют слухи о Пителинском восстании, в результате чего начался выход из колхоза.

        Утром в душке замка на двери с/совета обнаружена листовка следующего содержания: "Не срывать. На мотив "Смело мы в бой пойдем":

      "Слушай крестьянин, Беда началася. Не лей свои слезы - в колхоз собирайся. 

            Припев: Смело мы в бой пойдем, строить коммуну. Чтоб крепче согнуть мужицкую спину.

       Бедный крестьянин, не зная отрады. Нахалы рабочие создают бригады.

             Припев: Смело мы все пойдем...

       Темные тучи над селами вьется. Заводская сволочь за дело берется. Припев... 

       Плачи и вопли в селе раздаются. Рабочие к мужицкой скотинке признаются. Припев...

       Бедный крестьянин слезы роняет, а Коля Мокарке скотинку гоняет. Припев...

       Бедный крестьянин пот проливает, Хрундин и Макеркен хлеб собирает.

       Последние зерна мужик отдает, Иуда Фламейкан народ продает.

       Время минует, время пройдет, безумные Каины - петля вас ждет.
 
       Канец от мазолитсых рук."

     
 Информационная сводка №6 Административного отдела Рязанского окрисполкома о напряженном положении В   Пителинском районе в марте 1930. 9 апреля 1930 г. Не подлежит оглашению 

     По району разъезжают какие-то подозрительные личности: например, быв. помещица Дьякова, проживающая в с. Гридине, ходит по сбору (очевидно, на церковь) и распространяет среди населения слухи о предстоящем восстании. Через села Гридино и Веряево прошел какой-то бывш. помещик Фатьянов, заснял местность имевшимся у него фотографическим аппаратом и ушел в соседний Ерахтурский район, где и остановился в селе Лубнос. Приняты меры к его задержанию.

   
Выселение кулацко-зажиточной части на вновь отводимые для них местности, действительно обещает привести к осложнениям, судя по имеющимся объективным условиям. Во-первых, выселения предполагается произвести как раз на пасху, т.е. в дни, когда много народу - выпимши и, естественно, имеет наклонность к беспорядкам. Во-вторых, участки, назначенные для выселения кулаков (носящие, кстати сказать, довольно неподхдящие названия "Тихая Долина", "Новый Мир", "Новый Свет" и т.п.) расположены рядом с лесными массивами, около Гридинского и Веряевского с/советов, где только что происходили волнения. А также недалеко от с. Лубонос, Ерахтурского района, издавна пользующегося славой разбойничьего села: словом , выселяемым кулакам предоставляются все удобства для организации банд.

     Информационная сводка №7 Административного отдела окрисполкома о ситуации и основных происшествиях в округе за март 1930. 10 апреля 1930 г. Оглашению не подлежит

     В ночь на 11 марта в селе Салаур в доме гр-ки Выборновой состоялось подпольное собрание граждан, неизвестно по чьей инициативе и втайне от с/совета. На собрании присутствовало человек 20. Граждане Фокин, Конкин и Кулинова (все середняки) агитировали против колхозов, говоря, что нужно выписываться оттуда. Так как большинство присутствующих было малограмотно, то Фокин написал черновик, с которого остальные списали свои заявления. Утром 11-го марта собрание повторилось, но оно было обнаружено председателем с/совета, который составил об этом акт. По делу ведется предварительное следствие.

    Докладная записка Рязанского окротдела ОГПУ председателю окрисполкома о враждебных взаимоотношениях колхозников с единоличниками. 20 мая 1930 г. Сов. секретно


      В селе Свинчус 31 марта на общем собрании по вопросу отвода земли колхозу, середняки Федосеев А.В., Мишин А.Т., Беляков М.И. говорили: "Землю колхозам не давать, а пахать каждому свою полосу. Кто давал им такое право, чтобы отрезать землю самовольно".

     В селе Инякино Шиловского района, среди женщин имеются недовольные за выделение колхозу земли. Эти недовольства в отдельных случаях принимают постанческую окраску.

     В селе Увяз, после надела земли колхозу на общем собрании многие крестьяне заявляли: "Пусть колхоз и остальную землю убирает, а делить ее не следует, так как она плохая, мы засевать ее не будем". Некоторые крестьяне заявили: "Мы засеем 30% своего надела из-за того, что колхозу отвели хорошую землю, не засеем".

      Продолжение следует ...


Сайт о селе Увяз Шиловского района Рязанской области