Село Увяз
История страница 2
Часть вторая. Восемь сот рублев денег
"Да к той же к деревни к Увесу две пустоши: пустошь Злобинская да пустошь Конисеева. А в той моей вотчине деревни Увеси по Мещерским книгам письма и меры князя Леонтья Шеховского да подьячего Бажена Степанова прошлого 124 (1616) и 125 (1617) году написано: пашни середние земли доброю землею с наддачею семдесять две четверти в поле, а в дву потомужь. А взяла есми я вдова Анна князь Матвеева дочь Вадбольского у государыне великой старице иноке Марфе Ивановны за тое свою вотчину за деревню Увесъ и за пустоши и со всеми угодья восемь сот рублев денег, да по полкамка червата куфтерь, а та моя вотчина деревня Увесъ и съ пустошьми опричь великия государыне старице иноке Марфе Ивановной иному не продана никому не заложена, ни у кого ни в чем в кабалах, ни в записях, ни в духовных, ни в рядных, ни в записях ни за кем не написано, и по душе ни на ком ни в которой монастырь не отдана, и в иных ни в каких крепостях ни у кого ни в чем не укреплена.
А кто учнет в тое мою вотчинную деревню Увесъ и съ пустошьми у государыня великия старицы иноке Марфы Ивановны вступатца по каким крепостям ни буди или кто выложит на тое мое вотчиннную деревню и на пустоши опричь сей купчей иную купчую, или кабалу, или запись, или данную, или духовную, или рядную или иную какую крепость ни буди и мне вдове Анне тое свою вотчинную деревню и съ пустошьми очищать от кабал, и от записей, и ото всяких крепостей, и убытка в тое своей вотчинной деревне и в пустошах государыне великия старице иноке Марфе Ивановне не довести ни которого, а что учинитца убытки в той моей вотчинной деревне в Увеси и в пустошах в моем неочищении, и государыне Марфе Ивановне те свои убытки взяти на мне вдове Анне по сей купчей все сполна. Да и в книги мне вдове Анне та своя вотчинная деревня Увесъ и с пустошьми в поместном приказе за государынею великою старицею иноке Марфою Ивановною в книги записать. А что дана на ту вотчину мужу моему Ефрему Данилову сыну Огареву государева царева и великого князя Михаила Федоровича всея Руси жалованная вотчинная грамота, и язъ вдова Анна на тое вотчинную грамоту отдала госдурыне Марфе Ивановне. А на той подписи: князь Иван княж Тимофеев сын Вадбольской, да князь Михайло княжь Иванов сын Вадбольской, да площадные подьячие Василий Степанов сын Клавышев, да Данило Гаврилов сын Линев, да Осип Левонтьев сын Ушатой, да Ждан Максимов сын Гребенев, да Козьма Самойлов, да Безсон Козин, да Нефед Чижов, да Василий Тимофеев, а купчую писал Левка Иванов лета 7 тысяч сто тридцать третьего году".*
С точностью установить когда возникла деревня Увяз как поселение не представляется возможным. Скорее всего это произошло задолго до описываемых выше событий, поскольку уже в первой четверти 17 века деревня имела боярский двор и насчитывала 29 крестьянских и 2 бобыльских строения. Для своего времени это была довольно крупная деревня, а для возникновения и развития любого крупного поселения требуется определенное время. Поэтому есть основания предполагать, что населенная местность, получившая впоследствии название "Увес", возникла не позднее конца 16 века, т.е. более 400 лет тому назад.
Но не вызывает сомнений тот факт, что история села Увяз изначально была связана со знатным боярским родом Огаревых и родоначальниками царствующего дома Романовых, занимавшими престол и управлявшими Российским государством на протяжении трехсот лет. Как видно из приведенной выше купчей, уже в период царствования Михаила Федоровича Романова, т.е. после 1613 г., деревня Увес была пожалована в вотчину одному из представителей рода Огаревых - Ефрему Даниловичу, за его "московское осадное сиденье", т.е. фактически за защиту Москвы и тогдашнего царя Василия Шуйского от войск Лжедимитрия II. После смерти Ефрема Даниловича Огарева деревней некоторое время владела его вдова Анна, позднее продавшая деревню матери царя - иноке Марфе Ивановне. Фактов посещения государыней своей новоприобретенной вотчины не имеется, вероятно в кратчайшие сроки после приобретения, так и не посетив деревню, Марфа Ивановна отдала поселение вместе с крестьянами и со всем движимым и недвижимым имущестовм в дар Новоспасскому монастырю. Известно, что наряду с Увязом, во владении Марфы Ивановны находились такие села как Крылатское (современный муниципальный район) в окрестностях Москвы, урочище Лужники в замоскворечье (сейчас - район метро "Новокузнецкая") и село Домнино Костромской Губернии (родина Ивана Сусанина).
Огаревы - дворянский род, происходящий от выходца из Золотой Орды, мурзы Кутлу-Мамета, прозванного Огар, служившего Александру Невскому и принявшего при крещении имя Пантелеймона. Никита Данилович Огарев был наместником на Ваге при Иоанне III. Фома Васильевич Нелюб Огарев, сподвижник князя М.В. Скопина-Шуйского , был воеводой в Самаре (1617 - 1618). Его сын Иван был судьей холопьего приказа (1621 - 1628). Юрий Григорьевич Посник Огарев был с 1659 г. воеводой в Костроме, Свияжске, Астрахани и думным дворянином. Николай Иванович Огарев (1778 - 1852) был сенатором, Константин Ильич Огарев (1819 - 1877) - пермским губернатором.**
Марфа Ивановна - царица, мать царя Михаила Федоровича (скончалась 27 января 1631 г.). Происходила из костромских дворян, дочь Ивана Васильевича Шестова, избранного в «тысячу» царя Ивана Грозного. Марфа (в миру Ксения) Ивановна около 1585 г. вышла замуж за Федора Никитовича Романова, сына знатного боярина и царского родственника. Она имела от него несколько детей, из которых большинство умерло в младенчестве, и к 1601 г. в живых оставались только Татьяна и Михаил (будущий царь). В этом году суровая опала государева, постигшая «Никитичей» Романовых, разрушила семейное счастье Ксении Ивановны. Как и муж ее, насильственно постриженная в монашество (с именем Марфы), она была разлучена даже и с детьми и сослана в заточенье в Заонежские погосты. Только торжество Самозванца вернуло ей свободу, и годы 1606-1608 она прожила, вероятно, в Ростове, куда Филарет (бывший Федор Никитович) был поставлен в митрополиты. В 1608 г. Филарет был схвачен тушинцами и отвезен в их «столицу», а в начале 1610 г., «отполоненный» у них, попал в Москву. Сюда же переселилась, не знаем когда, и Марфа с сыном, пережила здесь страшные дни народного восстания в марте 1611 г., томительную и тягостную осаду и только по приходе второго земского ополчения, в сентябре 1612 г., отпущенная поляками, выехала в свою приданную вотчину, село Домнино (Костромской губернии), откуда ездила по ближайшим монастырям, молясь о муже. Между тем по освобождении Москвы земский собор наметил сына ее в цари. До окончательного провозглашения его царем с ней, вероятно, велись переговоры, чтобы получить ее согласие. 21 февраля Михаил был провозглашен царем, 14 марта в костромском Ипатьевском монастыре Марфа с сыном принимала соборное посольство и после нескольких, больше требуемых этикетом, отказов благословила сына на царство, а 2 мая торжественно вступила с ним в Москву.
При молодом, неопытном, довольно мягком государе и послушном сыне его матери должна была принадлежать большая роль в управлении. Однако, инокиня-царица очень редко выступала как соправительница сына. Ее влияние было незначительным, но оно ярко сказалось в составе правящей среды при царе Михаиле, в которую Марфа с самого начала ввела своих родственников: братьев Салтыковых, Михалкова и других. Заняв крупные посты и опираясь на родство с матерью-царицей, они, особенно Салтыковы, стали почти временщиками, давая чувствовать свою силу массе служилого люда, разбирая и раздавая родне и друзьям дворцовые и черные, а то и владельческие - служилых людей земли. Впрочем, встречаются жалобы и на саму Марфу, в отбирании вочтин у служилых людей. С возвращением из плена Филарета (1619) влияние матери и ее значение падают, Салтыковы даже попадают в ссылку. Хозяйство, рукоделья и богомолье были главным уделом царицы-инокини. Погребена она в усыпальнице Романовых - в Новоспасском монастыре**.
При молодом, неопытном, довольно мягком государе и послушном сыне его матери должна была принадлежать большая роль в управлении. Однако, инокиня-царица очень редко выступала как соправительница сына. Ее влияние было незначительным, но оно ярко сказалось в составе правящей среды при царе Михаиле, в которую Марфа с самого начала ввела своих родственников: братьев Салтыковых, Михалкова и других. Заняв крупные посты и опираясь на родство с матерью-царицей, они, особенно Салтыковы, стали почти временщиками, давая чувствовать свою силу массе служилого люда, разбирая и раздавая родне и друзьям дворцовые и черные, а то и владельческие - служилых людей земли. Впрочем, встречаются жалобы и на саму Марфу, в отбирании вочтин у служилых людей. С возвращением из плена Филарета (1619) влияние матери и ее значение падают, Салтыковы даже попадают в ссылку. Хозяйство, рукоделья и богомолье были главным уделом царицы-инокини. Погребена она в усыпальнице Романовых - в Новоспасском монастыре**.
Государыня инокиня Царь Михаил Федорович
Марфа Ивановна Романов
________________________________________________________________________
*Купчая, данная от вдовы Анны князь Матвеева дочери Вадбольскаго Ефремова жены Ивана Данилова сына Огарева, что продает государыне великой старице иноке Марфе Ивановне мужа своего вотчину впрок без выкупа в Касимовском уезде в Борисоглебском стану на речке Увесе деревню Увес с боярским двором и проч. 1625 г. - Рукопись хранящаяся в Московском Архиве Министерства Иностранных Дел в числе приказных дел 7133/1625 г.
**Русский биографический словарь.