Для получения полной картины рассматриваемого исторического периода (конец 19 - начало 20 века) и более детального представления о том, какая жизнь была у крестьян села Увяз, необходимо ознакомиться с общими условиями жизнедеятельности и быта крестьянского сословия в Центральной полосе России. Хотя эти данные и являются общими, усредненными для всех деревень и сел, но они позволяют, с одной стороны, увидеть что-то безусловно присущее всем территориям, а с другой - относящееся только к отдельным типам поселений.
В "Полном географическом описании нашего Отечества" 1902 г. выделяется такая особенность Центральной полосы: Великорусские селения Центральной черноземной области, в отличие от малорусских, всегда имеют улицы: одно-двухстронние, и состоят либо из одной длинннейшей улицы, вытянувшейся вдоль по дороге иногда на несколько верст (с небольшими перерывами), либо из нескольких улиц, расходящихся неправильными радиусами от церковного погоста. В последнем случае общее название села является собирательным, а отдельные концы его (улицы) имеют кроме того отдельные названия.
От северных здешние селения, кроме самого типа построек, отличаются еще полным отсутствием околиц, что объясняется дороговизной леса. Отутствие околиц восполняется громадным количеством злых полуголодных собак, имеющихся в каждой деревне. Первоначальный тип постройки крестьянских жилищ Центральной области гораздо непригляднее и беднее северного. Это - деревянная, низкая, крытая соломой изба, в большинстве случаев курная - "черная". За неимением леса нередко она собрана из разного дерева. У более зажиточных крестьян она состоит из двух половин: с зимней с печью и летней - без печи, разделенных сенями. Окнами изба обращена на улицу, а сзади к ней примыкает плетневый крытый соломой двор. Через улицу против избы помещается "клетушка" - деревянный или мазаный (иногла даже кирпичный или каменный) амбарчик, где хранится одежда всей семьи, шерсть, обувь, зерно, мука и т.п. Во времена крепостного права такие "клетушки" бывали только у зажиточных крестьян, в настоящее же время они распространены повсеместно и имеются почти у всех. Крыты "клетушки" так же соломой, и только у редких богачей - железом. Благодаря соломенным кровлям на всех деревенских постройках, села Среднерусской черноземной области представляли бы собой очень неказистый вид, если бы не спасительная ветла, - это типичное дерево центра России. Ветлами обсаживаются крестьянские дворы, огороды, риги. За этим наблюдает даже местная полиция в лице урядников, так как густая листва этого дерева служит некоторой охраной соломенных и деревянных построек во время пожаров. Да и сами крестьяне любят это дерево. Оно быстро принимается, неприхотливо и отлично затеняет в летнее, жаркое время заваленки возле изб.
За отсутствием лесов, почти вся Центральная область отапливается соломой. У большинства крестьянских обществ нет ни клочка леса, а казенные и помещичьи рощи хорошо охраняются, так что крестьянину негде взять даже хворосту. Надо прибавить, что солома служит и постелью для крестьянина. Предназначенная для топки солома с вечера приносится в избу и стелется на лавках. На ней спит вся семья, а утром эта солома вся сжигается в печи. Таким образом в урожайные годы крестьяне Центральной полосы имеют очень гигиеничную, каждый день сменяемую дезинфекцируемую огнем постель. В настоящее время тип избы несколько изменился, благодаря замене во многих селениях деревянных построек кирпичными. За отсутствием лесного материала, крестьяне различных деревень и сел стали добывать глину и обжигать кирпичи, что обратилось для сельского люда, имеющего в своем общественном наделе хорошую глину, в кустарный, а в некоторых случаях и фабричный промысел. Таким образом стал распространяться тип избы каменной. Первоначально эти избы не пользовались любовью крестьян, жаловавшихся на сырость таких жилищ. Происходило это от того, что не умели строить стен с засыпью, а делали их из сплошного кирпича. Теперь все избы строятся с засыпью, вследствие чего они сухи, и если прибавить к этому, что каменные стены реже дают трещины, не требуют конопатки, то станет понятно, почему местами почти целые села сплошь из деревянных превратились в каменные. Размером кирпичная изба не превосходит прежнюю деревянную, зато наружный вид ее, если не живописнее, то во всяком случае опрятнее деревянной. Крестьяне белят отдельные кирпичи на фасаде избы и, таким образом, получается довольно своеобразный белый на красном орнамент. Для полной картины селений Центральной Черноземной области надо прибавить, что бань у крестьян не полагается, и крестьяне моются в своих "русских печах".
Размеры селений в Среднерусской области гораздо значительнее, чем на севере, севере-востоке и в западном Полесье. Нередки села от 5 до 20 тысяч жителей, не говоря уже о селах свыше тысячи жителей, которых очень много. При этом селения располагаются гораздо гуще вдоль течения рек, а в междуречных пространствах они значительно реже. Это объясняется бедностью нашей области текучими поверхностными водами и глубиной подпочвенных.
Исконная крестьянская одежда Центральной черноземной полосы, теперь уже совершенно вытесненная платьями, жилетами и пиджаками - в свое время вся была домотканная, своего изготовления. Мужчины носили синие и белые холостяные рубахи, шаровары из домашней полусуконной ткани, шапки-гречневики, поддевки из домашнего грубого сукна и т.п. А женскую одежду составляла типичная с белыми, с зелеными или красными узенькими клеточками шерстяная панева, выпряденная, окрашенная и вытканная дома. Теперь только в очень редких, "серых", по выражению деревенских модниц, селениях сохранился первоначальный, исконный крестьянский костюм. Почти повсеместно мужчины одеваются в ситцывые и шерстяные (фабричного производства) рубахи, жилеты, пиджаки, брюки и калоши. В свою очередь и женщины стали забывать свои паневы, домотканные шерстяные юбки носятся уже под платьем из какой нибудь фабричной ткани. Отживают свой век и лапти с онучами, заменяясь мужскими сапогами - "гармоникой" и женскими башмаками с резинками и на коблуках.
Домашняя утварь крестьянина очень незамысловата. Вся обстановка крестьянской избы состоит из четырех лавок, идущих кругом стен, из одной-двух переносных скамеек и стола. Кроватей совсем не имеется. К лавке, идущей от печки к стене, примащиваются две-три лишних доски на ночь, и это заменяет кровать для хозяев избы. Остальные размещаются на ночь на других лавках, или на печи. У некоторых крестьян существует маленький неприметный "шкапчик", подвешивающийся на стену. В этот шкафчик убирают самую лучшую посуду: чайник, чайные чашки, два-три стакана и рюмки вместе с бутылкой водки. Самовары теперь очень распространились, так что их не бывает только у бедных, но остальная утварь все еще необыкновенно скудна.
Хозяйственный полевой инвентарь тоже несложен, хотя и в нем произошли некоторые улучшения за последнее время. К таковым относятся, например, конные молотилки, заводимые все чаще и чаще богатыми крестьянами. У зажиточных крестьян стали иногда появляться и одноконные плужки, но в общем соха еще господствует. Серп почти совсем вывелся, хлеб косят косами.
Что касается непосредственно интересующего нас села, то в "Полном географическом описании нашего Отечества" 1902 г. село Увяз включено в раздел "Замечательные населенные места и местности" и описывается так: село Увезъ насчитывает 1500 жителей, причем торгово-промышленный оборот села достигает 30.500 руб. в год при 3-х предприятиях, причем 25.000 руб. из которых выпадает на долю промышленности. Окрестности села Увезъ примечательны по выходам известняков каменно угольной системы, которые даже в верховьях речек залегают здесь почти на поверхности земли, будучи прикрыты только тонкими слоями валунных наносов.
Таким образом, очевидно, что село Увяз в конце 19 - начале 20 века было крупным селом с достаточно развитой торгово-промышленной инфраструктурой. Хотя оборот в размере более 30 тысяч рублей и не являлся для того времени чем то из ряда вон выходящим, но очевидна высокая степень капитализации предприятий села Увяз. Для сравнения торгово-промышленный оборот села Шилова достигал 90.500 руб. в год при 23 предприятиях, или 39.600 руб. годового оборота в селе Занины Починки при 10 предприятиях. В селе Увяз существовало только 3 торгово-промышленных предприятия, однако, как мы видим, они имели высокий денежный оборот и соответственно приносили гораздо более высокий доход своим владельцам.
В 1906 году вышло очередное издание Рязанского губернского статистического комитета - "Населенные места Рязанской губернии". Именно в этом издании мы видим ничем необъяснимую трансформацию (с чьей то "легкой" руки) наименования села из Увеса в Увяз. Ниже приводятся данные по Занинской волости в виде таблицы, содержащей колонки: "Наименование населенных мест", "Положение населенного места", "Число дворов", "Число жителей по состоянию на 1 января 1905 года". В издании содержатся сведения не только о селах, деревнях и усадьбах, но также отмечены хутора, лесные сторожки, пристани и мельницы.
Из приведенной выше таблицы видно, что село Увяз по количеству дворов (314) значительно превосходило другие населенные пункты Занинской волости, даже такие как расположеннное на реке Оке село Свинчус (220 дворов) и являющееся административным волостным центром село Занино-Починки (199 дворов). По количеству же проживающего населения (1676 жителей) Увяз занимал в Занинской волости почетное третье место и уступал по этому показателю только селу Лубонос (1842 человека) и селу Свинчус (1708 человек). Нельзя не отметить тот факт, что в селе Увяз на один двор (читай один дом) приходилось в среднем по пять человек, тогда как в других селах Занинской волости (за исключением Б.Пексел - около 6 человек) этот показатель достигал семи и даже восьми человек на двор. Таким образом, при обычно стандартных размерах деревенской избы, уровень обеспеченности жилой площадью в селе Увяз был выше чем в соседних селах в среднем на 30%. Объяснить это можно наличием в селе двух кирипчных заводов и соответственно доступностью стройматериалов. Также представляется очевидным, что основная промышленная деятельность, как и в настоящее время впрочем, была связана с заготовкой леса, а занимался ею в то время купец Дмитрий Петрович Лаптев. Что интересно, в таблице отмечена лесная сторожка Д.П. Лаптева, названная в честь кого-то "Провентий" (на дороге с лесопильного завода в село Увяз), а также "Лаптева купца (главная контора) хутор" - в лесу под названием местности "Тройная яма" также близ села Увяз. Как видно из таблицы, на этом хуторе проживали 40 мужчин и 15 женщин. Вероятно, что эта местность, раннее именовавшаяся "Тройной ямой", в советское время была названа "Зарей" - по названию существовавшего здесь колхоза.