Село Увяз
Дальние соседи
Село Мышцы "В качестве села Мышцы упоминаются в списке писцовых книг Касимовского уезда 135 (1625) года, где вместе с селом Ерахтуром значатся в числе вотчин Касимовского царевича Сеит-Бурхана и описываются так: "Село Мышца, по обе стороны речки Мышцы, а в нем церковь Никола Чудотворец древяна, клетцки, а на церковной земле во дворе поп Василий Клементьев, во дворе дьячок Титко Данилов, во дворе пономарь Пронка Фомин, во дворе просвирница Марьица. Да на церковной же земле бобылей, которые питаются от церкви Божии: во дворе Куземка Тимофеев, а у него два сына Фролко да Павлик; во дворе Васька Степанов, а у него сын Игнатко; во дворе Левка Киреев, а у него два сына Федка да Лазарко; во дворе Якушко Корнильев, а у него сын Ивашко. Да в селе ж Мышцах крестьянских дворов 31, бобыльских 13, пустых дворовых мест 16. А села Мышца староста Агейко Игнатьев да Васька Микитин сын Кисель да Васька Афанасьев да Васька Ерофеев да Евдокимко прозвище Пятко да Евстратко Филимонов с товарищи сказали, что те дворовые места лежат впусте со 190 (1682) году, а крестьяне с тех мест разбрелись от хлебного недороду, а иные померли с голоду. Двор пуст Артюшки Осипова, а староста Агейко Игнатьев да Васька Кисель сказали, что тот Артюшко сбежал во 136 (1628) году от бедности.
По окладной книге 184 (1676) г. при церкви великого Чудотворца Николая в с. Мышце показано: двор попа Симеона, двор попа Ивана. Да прихоцких помещиковых два двора, да крестьянских 87 дворов, бобыльских 15 дворов. Деревня Пекселы, а в ней крестьянских 23 двора, бобыльских 4 двора. Деревня Малые Пекселы, а в ней крестьянских 16 дворов, три двора бобыльских. По переписной книге 191 (1683) г. в с. Мышце при Николаевской церкви показаны: во дворе поп Симеон Варламов, у него детей Костентинка да Першутка да Егорка да Евимка да Абрамка, у Костентинки детей Федосейка да Лазарка, у Першутки сын Стенька. Во дворе поп Иван Федотов, у него детей Феоктистка да Гришка да Гаврилка. Во дворе дьячок Трофимка Варламов, у него приемышь Сенька Наумов. В том же селе Мышце крестьянских 35 дворов, а людей в них 231 человек, да бобыльских 13 дворов, а людей в них 59 человек. В том же селе Мышце пустых дворов беглых крестьян 71.
Вместо упоминаемой в 17 столетии деревянной Николаевской церкви в с. Мышцах, в 1777 г. начато строение новой - в прежнее храмонаименование, так же деревянной и с такою же колокольнею. В 1847 г. церковь и колокольня покрыты были новым тесом, обиты наружные стены, устроен каменный фундамент и возобновлен был иконостас и иконы. В 1874 г. при ней устроен теплый придельный храм в честь святого Дмитрия Мироточивого, освященный в 1875 году. Довольно значительные поправки по церкви, кроме устройства новой колокольни, производимы были и в 1880 году. Земли при Николаевской церкви состоит: под церковью и кладбищем 2 десятины, усадебной 3, пахатной 27 и луговой 4 десятины, на каковую землю имеется план и межевая книга. В состав прихода кроме села со 125 дворами входят две деревни - Малые и Большие Пекселы, в первой состоит 72, а во второй 168 дворов, в коих числится мужского пола 1151, женского пола 1198, в том числе грамотных только 172 человека обоего пола. Хотя в приходе кроме Мышцынской школы, существующей с 1861 г., есть школа и в дер. Пекселах. В Никольском причте по указу 1722 г. положены: 1 священик, 1 дьякон, 1 дьячок и 1 пономарь. С 1874 года прихожане Николаевской церкви, считая сбор платы за требоисправления для своего причта обременительным и унизительным, заменили его ежегодным жалованьем в количестве 1000 рублей, выдаваемых по третям года.
Из всященнослужителей озанченной церкви известны: Василий Клементьев ун. в 1627 г.; Симеон Варлаамов ун. в 1676 г.; Иоанн Феодотов; Иоан Валаамов; Феоктист Иоаннов р. 3 августа 1697 г.; Авраам Симеонов р. 12 сентября 1699 г.; Герасим Авраамов умер в 1736 г.; Иоанн Авраамов р. 28 августа 1736 г.; Георгий ун. в 1734 г.; Григорий Феоктистов р. 25 марта 1743 г.; Антоний Георгиев р. в 1787 г.; Алексий Иоаннов ун. с 1786 по 1809 г.; Дмитрий Алексеев Мышцын ун. с 16 декабря 1809 по 1835 г.; Яков Успенский ун. с 10 марта 1835 по 1870 г.; Алексий Васильев Крылов; Авдий Стефанов Правдолюбов ун. с 1882 по 1885 г.; Василий Петрович Даньков состоит с 16 августа 1885 года."
Село Салаур "Салауръ в качестве села упоминается в подлинных писцовых книгах Шацка и Касимова 166 и 167 (1658 и 1659) г. и описывается так: " За Евсевьем Григорьевым сыном Агарева отца его выслуженная вотчина, что отцу его дано было за Московское осадное сиденье царя Василия Ивановича из его же поместья в вотчину село, что была деревня Салауръ, Дьяконова Поляна тожь, по обе стороны речки Салаура, а в селе церковь Рождества Христова, древена, да придел Великого Чудотворца Николая. А у церкви: двор попа Иосифа Дорофеева, двор дьячка Ефремки Васильева, сына Бухарова, с сыном Безсонком, двор другого дьячка Гришки Иванова, сына попова, с детьми Васькой да Селиверстом да с Олименком, двор пономаря Степанки Григорьева, сына Веревкина, с зятем Давыдком Сергеевым, двор просвирницы Ефросиньи с сыном Кирюшкою Филатовым, да с зятем с Никиткою Наумовым. В селе: двор вотчинников да деловых людей старинных, крестьянских дворов 57. Пашни паханые худые земли 105 десятин в поле, а в дву потомужь, сена нет, леса пашенного 10 десятин, лес же черной большой за ним же. В селе ж Салауре церковной земли 20 чети в поле, а в дву потомужь, сена 20 копен.
По окладной книге 184 г. (1676) в с. Салаур, кроме церкви Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа значится и церковь Воскресения. И показано у тех церквей: поп Илларион да дьячек Васька Григорьев. Церковные пашни - вотчинниковы дачи - шесть четвертей в поле, в дву потомужь, сена на шестьтдесят копен. В приходе: два двора вотчинниковых, да крестьянских 74 двора, да бобыльских 10 дворов. И по окладу с тое церкви дани платить два рубли четыре деньги. И по новому окладу перед прежним дани прибыло рубль один алтын две деньги.
Салаур, состоявший первоначально в Шацком уезде, в Борисоглебском стану, Ерахтурской десятины, в 1779 г. вместе с деревней Погори, в коих тогда числилось 489 душ муж. пола, причислен был к городу Касимову. Вместо двух церквей, упоминаемых до половины 18-го столетия, в 1754 г. в с. Салаур помещицей Устиньей Федоровной Олениной устроена была новая деревянная церковь в честь Воскресения Христова, в которой в последствии времени устроены были приделы Успенский и Ильинский. В настоящее время церковь эта пришла в совершенную ветхость. Вследствие чего, с разрешения епархиального начальства, в мае 1887 г. разобрана была колокольня и трапеза и приступлено к построению теплого придела. В состав прихода входят: с. Салаур и деревня Погори, в коих при 194 дворах числится мужского пола - 588, женского - 626, в том числе грамотных муж. пола - 148 и жен. пола - 17. В приходе существуют две школы. В причте положены 1 священник и 1 псаломщик. Из священнослужителей означенной церкви известны: Иосиф Дорофеев ун. в 1658 г.; Иларион ун. с 1676 по 1690 г.; Иоанн Иларионов р. 10 октября 1703 г.; Василий Яковлев р. 25 октября 1713 г.; Федор Петров ун. в 1731 по 1751 г.; Игнатий Федоров ун. с 1758 по 1794 г.; Герасим Афанасьев ун с 16 декабря 1794 по 1836 г.; Гавриил Кондратов Быстров ун. с 12 октября 1836 по 1864 г.; Симеон Саввин Ятров ун. с 1864 по 1884 г.; Стефан Петрович Добычин сост. с 22 февраля 1885 г.
"Расположено на возвышенно-бугроватом месте с понижением к р. Увезу, которая здесь глубока и протекает среди самого селения. Община крестьян, бывших господина Оленина. Есть земско-общественная школа, а из промышленных заведений 2 водные мельницы и винная лавка. Дети учатся в школе своего села с ноября до апреля. Имеется пожарный сарай, хлебный магазин и здание школы. В числе жителей один мужчина принадлежит к секте молокан. В 1878 году пало до 150 штук рогатого скота, в 1882 году истреблено пожаром 10 дворов, в 1883 г. - 1 рига и 1 двор."
Село Ерахтур В писцовых книгах Воейкова 136 г. (1628) село Ерахтур значится в поместьях Касимовского царевича Сеит-Бурхана и описывается так: "В Касимовском уезде в Борисоглебском стану за Касимовским царевичем Сеит-Бурханом село Ерахтур по обе стороны речки Ерахтурки, а в нем церковь древянная Николая Чудотворца, да церковь древянная ж великия мученицы Парасковеи - обе клетцки. Да на церковной земле во дворе поп Симеон Федоров, во дворе поп Иван Клементьев, во дворе дьячок Тарх, прозвище Милованко, во дворе пономарь Антипко Исаев, во дворе просвирница Оленка Матвеева дочь. Да в том же селе Ерахтуре двор прикащика царевичева Сеит-Бурхана, да в селе ж Ерахтуре кабак и тамга. Да в том же селе Ерахтуре крестьян 75 дворов, бобыльских 52 двора, крестьянских дворовых пустых 40 мест". По переписной книге 191 г. (1683) Ерахтур значится в вотчине за Касимовскими царевичами Иваном и Симеоном Васильевичами. В 1707 г. села Ерахтур и Мышцы были отписаны князю Василию Лукичу Долгорукову.
"Не в дальнем расстоянии от с. Ерахтура в саженях 70 от Оки, находится земляное возвышение, во время водополья представляющее из себя остров "Добрынь-Остров", упоминаемый у Олеария. В верстах 6 находится другое возвышение "Пупки". Народное предание гласит, что на Пупках сидел Илья-Муромец, а на Добрынь-Острове Добрыня Никитич, и что эти два богатыря перебрасывались топорами".
"Расположено на ровном месте у большой Рязанско-Касимовской дороги, при почтовой станции. По селению протекает речка Морея, берущая начало из родника. Имеется Волостное Правление, земско-общественная школа. Есть винный завод, на котором изготовляется до 26 тыс. ведер вина в 40 градусов. Вино сбывают в оптовый склад г. Касимова, в с. Ижевское и по другим окрестным селениям. Затем из промышленных и торговых заведений есть овчинное, маслобойня, 3 кузницы, трактир, 2 постоялых двора, 3 винных, 2 бакалейных и 1 чайная лавка, каждую пятницу в селе бывают базары, которые особенно велики перед пасхою, масленицею и Николиным днем. Община крестьян бывших г. Демидова. Землевладение общинное, земля поделена по работникам. Луга заливные по р. Оке, чистые, местами болотистые с ржавою травою, есть так же озера из которых замечательны: Румка, Макшеево, Ерхенка".
Село Борки "Борки с находившеюся в них церковью Рождества Христова, первоначальное построение которой не известно, упоминаются в окладных Касимовских книгах в 184 (1676) г., где показано: " .. у тое церки двор попа Корнилия, двор вдовой попадьи, а владеет она поповской землею, двор дьячков, двор просвирниц, да прихоцких помещиковых восьм дворов, крестьянских шестьдесят пять дворов. Деревня Симакино, а в ней помещиковых три двора, крестьянских четыре двора, да пять дворов бобыльских. Да по скаске попове сенного покосу на десять копень. По окладу данных денег два рубля пятьнадцать алтын.
В писцовых и межевых книгах Шацка и Касимова 193 года (1684) в с. Борках показано два храма - "Рождества Христова шатровой, другой теплый Николы Чудотворца. Церковные пашни паханые худые земли тридцать чети в поле, а в дву потомужь, а добрые земли с наддачею две чети в поле, а в дву потомужь, сена в тех же урочищах с помещики и вотчинники вопче, а дана та земля к тем церквам и примерено земли черной большой лес.."
Прошение о построении, вместо обветшавшей деревянной, ныне существующей в с. Борках каменной церкви во имя Спаса Нерукотворенного образа с приделами Успенским и Никольским подано было вдовою помещицею Матроною Антипьевой, дочерью Мельгуновой 8 сентября 1805 года. При чем, испрашивалось разрешение поставить означенную церковь на могиле полковника Тимофея Кирилловича Мельгунова. Согласно просьбе Мельгуновой, храмозданная грамота за подписью преосв. Амвросия дана была 13 сентября того же года. В 1808 году 24 сентября дочь Мельгунова девица Вера Тимофеевна испрашивала дозволение на устройство в каменной церкви, как в настоящей, так и в пределах, новых иконостасов на ее собственное иждивение, что ей и было разрешено 3 октября того же 1808 года. В 1809 г. той же Мельгуновой испрашивалось у преосв. Феофилакта разрешение устроить при каменой церкви училище для крестьянских детей также на ее собственный кошт. В 1810 г. 20 июля испрашивалось дозволение на освящение новопостроенной церкви "первому Касимовского духовного Правления присутствующему первостоятелю Поликарпу Поликарпову". В том же прошении Мельгуновой высказывалось желание, "что бы вместе с освящением церкви последовало и открытие училища", так как училище ею было так же отстроено. Указом Консистории от 5 августа 1810 года г. Касимова священнику Николаевской церкви Иоанну Васильеву предписано было освидетельствовать новопостроенную церковь и составить опись ее имущества. Из описи, представленной в Консисторию священником Николаевской церкви, видно, что вся утварь и ризница новопостроенной Спасской церкви устроена иждивением Мельгуновой, которая и словесно объявила, "что не только к освящению храма нужнейшие вещи доставить, но и по освящении оного, будет снабжать ризницей и прочей утварью". Тем не менее освятить в с. Борках каменную церковь Консисторией предписано было Поликарпу Поликарпову только 4 октября 1811 года.
В 1872 и 1873 г. приделы при Спасской церкви были значительно распространены и вновь устроена каменная паперть. В настоящее время земли при ней состоит: усадебной 4 десятины, пахатной, пожертвованной помещиком Селивановым и Ульяной Андреевной Аносовой в 1766 г., 41 десятина, луговой писцовой 6 десятин, и 4 десятины, пожертвованной за поминовение. В состав прихода входят с. Борки и деревня Симакино, в коих при 216 дворах числится мужского пола 576, женского пола 652, в том числе грамотных мужчин - 250, женщин - 70. В причте при Спасской церкви по штату 1873 г. положены 1 священник и 1 псаломщик. Из священнослужителей означеной церкви известны: Корнилий ун. в 1676 г.; Григорий Мартынов ун. в 1684 г.; Григорий Григорьев ун. в т.г.; Михаил Леонтьев ун. с 14 сентября 1699 г. по 1740 г.; Антипий умер в 1740 г.; Евгений Андронников р. 27 июля 1740 г.; Артемий Андреев умер в 1800 г.; Иоанн Артемьев ун. с 1 января 1800 по 1811 г.; Максим Иокимов ун. с 1811 г.; Алексий Васильев Городновский р. 29 октября 1826 г.; Иоанн Михайлов Лебедев ун. с 23 августа 1819 по 1824 г.; Гавриил Алексеев Рябцев ун. с 1824 по 1850 г.; Михаил Васильевич Смирнов сост. с 15 августа 1885 года.
Село Нармушадь Нармушадь в качестве села упоминается в писцовых книгах Воейкова 136 г. (1628) и описывается так: за Благовещенским протопопом Максимом с братею в вотчине село Нармашедь, на речке на Торте, а в селе церковь Живоначальные Троицы, а в церкви образы и колокола, строенье мирское, книги: евангилие печатное, апостол печатный, псалтырь с следованием печатный - дача Максима протопопа, часовник письменный - дача ключаря Микиты. А на церковной земле: двор попа Петра Емельянова, пашни паханые церковные земли 15 чети в поле, в дву потомужь, да в селе ж крестьян 11 дворов, людей в них 25 человек, 22 двора бобыльских, людей в них 29 человек, пашни паханые доброй земли 150 чети, да перелогом 160 чети, да лесом поросло 130 чети без полуосмины, сена на реке Оке 658 копен.
А написана за протопопом Максимом та вотчина по государеве жалованной грамоте 120 году (1612). А к селу ж Нармашеди выгонной земли 21 десятина. По окладной книге 184 г. (1676) при Троицкой Церкви показаны: двор попа Тимофея, двор попа Петра, двор просвирницын, да прихоцких - двор помещиков, а в нем живет дворник, крестьянских 144 двора, 5 дворов бобыльских.
Нармушадь, состоявшее первоначально в Шацком уезде, Борисоглебском стану, Ерахтурской десятины, в 1779 г. было причислено с 250 душами мужского пола к Касимовскому уезду. Вместо упоминаемой в 17 столетии деревянной Троицкой церкви, сгоревшей в 1765 г., староста с. Нармушадь Косьма Осипов просил епархиального начальства на построение новой деревянной же церкви и в то же храмонаименование, что ему и было дозволено, церковь эта в 1885 г. была возобновлена. Существующая ныне в том же селе также деревянная Троицкая церковь с каменным фундаментом, с деревянной вокруг нее оградой, построена на средства прихожан и других благотворителей в 1863 г., при ней придел в честь св. Николая освящен в 1873 году.
В настоящее время при Троицкой церкви состоит: усадебной 4 десятины, пахатной 24 и луговой 12 десятин. В приходе, состоящем из одного только села, состояло в 1736 г. 150 дворов, в 1754 и 58 г.г. 40 дворов, в 1782 г. 100 дворов, в 1805 г. 120, в 1832 г. 146 дворов. В настоящее время при 344 дворах числится мужского пола 1177 (из них грамотных 309), женского пола 1338 (грамотных 37). Школа в селе Нармушади существовала еще в 1846 г., содержавшаяся от Палаты Государственных Имуществ, и помещавшаяся в особо нанятом для нее доме. В причте по штату 1885 г. состоят: 1 священник, 1 псаломщик и 1 дьякон, которые пользуются за требоисправления от прихожан окладом в количестве 800 рублей в год.
Из священослужителей означенной церкви известны: Петр Емельянов ун. в 1627 г.; Тимофей ун. в 1676, умер в 1687; Петр ун. в 1676, умер в 1692 г.; Василий Тимофеев р. 5 февраля 1687 г.; Яков Петров ун. с 20 февраля 1692 по 1734 г.; Афанасий ун. с 18 октября 1711 по 1728 г.; Иоанн Яковлев ун. с 28 апреля 1728 по 1745 г.; Василий Яковлев р. 29 августа 1734 г.; Автоном Косьмин р. 5 января 1745 г.; Георгий Иоаннов ун. с 1772 по 1787 г.; Дмитрий Тимофеев р. в 1787 г.; Иоанн Иоаннов Селезеновский умер 2 сентября 1800 г.; Коьсма Диомидов Борковекский ун. с 18 декабря 1813 по 1845 г.; Арсений Иоаннов Сильверстов ун. с 31 мая 1845 по 1855 г.; Иоанн Михайлов Лебедев ун 1855 по 1871 г.; Николай Иоаннович Нешумов сост. с 14 мая 1871 года.
Расположено на большой Рязанско-Касимовской дороге, на ровном месте, по трем оврагам, у речек Светловки и Шимелевки, первая впадает в озеро Явцино, а вторая - в озеро Холм. Ближайшая пароходная пристань "Копоново" находится в 8 верстах. Есть своя земско-общественная школа. Община государственных крестьян. Из местных промыслов главный - земледельческий. Из торговых и промышленных заведений есть винная лавка, крупорушка и медогонка. Дети учатся в школе своего села бесплатно 8 месяцев в году. Кроме школы, из общественных заведений есть дом под чайной лавкой, дом под управой и пожарный сарай. в 1874 г. пало до 500 штук рогатого скота, в 1885 г. не родились яровые хлеба вследствие засухи.